Ракетные двигатели: фейерверк, улетевший в космос

В Китае в двенадцатом веке, по приказу императора Ю-Суна, новогодний праздник должен был пройти с особой пышностью. И в этом должно было помочь открытие местных алхимиков. Эти люди, как и многие другие старцы, искали рецепт зелья бессмертия, но смешав серу, древесный уголь и селитру, они получили кое-что другое – порошок черного цвета, который горел ярко, медленно и устойчиво. Тысячи коротеньких бамбуковых палочек, наполненных данным порошком, были выброшены в костры и они впервые в истории осветили новогоднюю ночь фейерверком.

Что это за порошок?

В настоящее время данный порошок принято именовать дымным порохом. Рассматривая процесс, как взлетают и подпрыгивают бамбуковые палочки с порохом, средневековые китайцы в скором времени научились применять реактивную тягу не только для получения света. Заглушив трубку из бамбука с одного конца, они смогли создать первый реактивный двигатель на твердом смесевом топливе.

Достоверно известно, что бамбуковые ракеты пытались использовать и для боевых целей. У китайцев есть легенда об изобретателе, который построил простейшую систему залпового огня с применением таких ракет. Как ни странно это звучит, но и сегодня твердотопливные реактивные двигатели представляют собой все ту же закрытую с одного конца трубочку, только она производится из иных составляющих и наполняется более совершенными смесями.

В течение долгих веков данное изобретение оставалось в первоначальном виде, без какой-либо претензии на прогресс. Бездымный порох, который появился позже, дал серьезный толчок развитию огнестрельных орудий и артиллерии. Однако в качестве горючего для ракет он стал даже хуже, чем его дымный «родственник».

Топливо для артиллерии

Ученые в первую очередь делали акцент на артиллерии. Впрочем, иногда производились попытки боевого использования ракет. К примеру, во время Первой мировой иногда таким орудием вооружали самолеты во Франции, чтобы сбивать вражескую технику. После разгона до 120 метров пороховым двигателем по инерции ракета преодолевала расстояние до 450 метро. Несложно заметить, что конструкция данных ракет за множество веков не получила никаких изменений.

Ракетные двигатели в России

В начале прошлого столетия, когда в свет вышли научные труды Циолковского, интерес к данному направлению проявился вновь. В российской столице организовались первые коллективы энтузиастов, занимавшихся исследование реактивного перемещения, среди которых появились первые создатели ракет и двигателей для них в России. Так, в тридцатых годах была разработана, построена и испытана первая ракета в нашей стране на жидком топливе – ГИДР-09. В качестве топлива использовался бензин, загущенный канифолью. А роль окислителя играл газообразный кислород. Мотор смог развить тягу в 50 кгс, а общая масса такой ракеты составила чуть меньше 20 килограмм. В годы ВОВ появились первые модели эффективного ракетного оружия с моторами на твердом топливе.