История крылатых ракет «Гранит»

Впервые предложение создать летательный беспилотный аппарат, начиненный взрывчатым веществом, который можно было отправить для поражения определенной цели, появилось очень давно, практически в самом начале развития авиации. Работы над таким аппаратом начались в середине прошлого столетия, однако поскольку техника в то время была еще не совершенна, они не получили успеха.

Как все начиналось?

Первой крылатой ракетой серийного выпуска стала Фау-1, произведенная немцами. В то время такие аппараты назывались общим термином «самолеты-снаряды». Немецкие разработчики дальше остальных продвинулись в направлении производства данного оружия. Как только закончилась ВОВ, их многие разработки попали в руки России.

В дальнейшем активными разработками подобных ракет занимались американцы и россияне. Когда появилось ядерное оружие, данная тема получила еще большую актуальность. Однако у россиян данные работы немного отошли на задний план, а основную ставку советские руководители делали на баллистические ракеты. Однако в начале шестидесятых годов конструктор Челомей произвел крылатую ракету П-5, способную пролетать до 500 километров и нести до 500 килограмм на своем борту. Эта крылатка создавалась для подводных лодок.

Ракета «Гранит»

Следующей ракетой, созданной россиянами для морского базирования, была «Гранит». Инженеры работали над ней в течение пятнадцати лет. Работы были закончены только в начале восьмидесятых годов. Самой главной функцией ракеты было разрушение авианосцев потенциального противника. Аппарат имел радиус до 600 километров.

Тем временем американцы разрабатывали свою ракету, ставшую в дальнейшем легендарной. Это ракета «Томагавка». В семидесятых годах была существенно модернизирована навигационная система, а также система корректировки курса. Именно она использовалась на первых модификациях данной ракеты, определив ее высокую эффективность.

Система могла сканировать рельефные складки за счет установленной аппаратуры, сравнивать их с цифровыми картами, находящимися в ее памяти. Все это дало возможность ракете летать на небольших высотах, огибая рельефы. За счет того, что полет был невысоким, данную ракету не могли обнаружить средства ПВО. К тому же данная система навигации была достаточно надежна и самостоятельна. Правда, система не могла работать над поверхностью водных объектов и нуждалась в наличии карт любого района, где проводились боевые действия.

Приблизительно в этот период времени советские инженеры разработали комплекс морского базирования «Гранат» С-10 с ракетами, чья дальность полета составляла 2500 километров. Через время появилась и новая версия Томагавка, которая была оснащена обновленной навигационной системой и системой корректировки курса. В памяти ракеты содержались цифровые фото рельефов, которые ракета при полете сверяла с реальным рельефом.