Первые образцы противокорабельных ракет
Реактивный снаряд, который предназначен для поражения надводных целей – кораблей, так и называется противокорабельной ракетой или ПКР.
I мировая война
Во время Первой мировой войны стали появляться идеи, чтобы создать беспилотный летательный аппарат для уничтожения вражеских кораблей. С помощью авиации были проведены первые попытки борьбы с вражескими кораблями. Но, поражение военных кораблей на практическом опыте оказалось намного сложнее, чем предполагалось в теоретических расчетах. Довольно сложно попасть с летящего самолета боевым снарядом в корабль, который и маневрирует, и отстреливается из зенитного орудия. А «пикировщики» – самолеты-бомбардировщики, наносившие удар по кораблям с пикирования, на то время еще небыли до конца разработаны. К тому же торпедоносная авиация тоже находилась в стадии разработок.
В 14-м г. 20 века в Америке изобретатель Сперри представил уникальный проект – «летающую торпеду», которая управлялась гироскопическим программно-аппаратным комплексом, способным вести ее по определенной заданной траектории. Основное предназначение «летающей торпеды» – запуститься с палубы корабля военного действия в направление корабля противника и, при этом стараться удерживать курс в автоматическом режиме с целью попадания в борт вражеского корабля или в его надстройку.
С 1915-18 г. немецким флотом были проведены экспериментальные запуски управляемых планирующих торпед от компании «Сименс». Эти торпеды управлялись с помощью кабеля, находящегося на борту дирижаблей жесткой системы – цеппелинах.
II мировая война
В период II мировой войны были широко развиты радары, средства управления зенитным огнем и палубной авиацией. В связи с этим, применение торпедоносной авиации и «пикировщиков» для поражения вражеских кораблей стало невыгодным и опасным.
Самое первое противокорабельное спецоружие было создано и успешно испытано на практике немцами - это был планирующий ракетоноситель – Henschel Hs 293. Управляемая ракета запускалась с борта самолета. Ее запуск производился за пределами диапазона эффективного действия. Достаточное количество кораблей было потоплено и повреждено этим управляемым снарядом в 43-44-м гг. Производство и применение планирующей ракеты Henschel Hs 293 было закончено, в связи с усовершенствованием противовоздушной обороны - ПВО и радиоэлектронной борьбы - РЭБ.
Американский ВМФ в 45-м г., в пределах программы Special Weapon Ordnance Device – SWOD, что в переводе означает – Боеприпас спезназначения, создал самонаводящуюся планирующую ракету ASM-N-2 «Бэт» - «Летучая мышь». Эта ракета имела способность поражать цель на расстоянии более 30 км, а наведение на цель проводилось благодаря ГСН – радиолокационно-активной головки самонаведения. Вскоре бомба была принята на вооружения и успешно использовалась в процессе боевых действий на Тихом океане. После окончания войны ракета ASM-N-2 «Бэт» больше нигде не применялась.