Ракета «Овод» Х-59М



Ракета Х-59М или «Овод» предназначена для поражения надводных и наземных малых целей. Речь идет о местах стоянки в портах или прибрежной зоне. При этом должны быть известны определенные координаты, визуально обнаруживаемые оператором самолетов с контрастным фоном местности.

Создание ракеты

Х-59М создавалась под предводительством Генерального конструктора И. Селезнева. Ракета представляет собой модернизированную версию своей предшественницы Х-59. Здесь был заменен маршевый твердотопливный двигатель турбореактивным малогабаритным мотором РДК-300, что позволило создать практически новый ракетный комплекс, с кардинально отличимой конструкцией и новыми характеристиками.

Применение ракеты

Ракета Х-59М могла использоваться без особых доработок в комплексе ракетного вооружения Су-24М, имевшего бортовую систему управления оружием СУО-16М, а также подвесной контейнер аппаратного типа АПК-9. Испытания ракеты «Овод» проводились изначально на ударных модификациях комплекса Су-27.

Производством ракет Х-59М занимался Смоленский завод авиации, однако развертыванию проекта помешали политические события 90-х годов. Не поступил государственный заказ, практически полностью прекратилось финансирование и разорвались хозяйственные связи.

Х-59 применялась во время боевых действий в Чеченской республике. Мишенями данных ракет тогда были склады и укрытия боевиков в горной местности. Однако ввиду плохих погодных условий, туманности и слабой видимости, их применение нельзя было назвать успешным. Наведение в лесистых горах и снежных ущельях срывалось. Таким образом, после выполнения нескольких запусков, военные отказались использовать эти ракеты.

Модернизированная ракета Х-59М

Модернизированные образцы ракеты Х-59М обладают увеличенной дальностью стрельбы до 285 километров. Ракета Х-59МК получила активную радиолокационную головку, обеспечивающую самонаведение. А образец Х-59МК2 стал многоцелевым.

Модернизированная версия изготовлена по аэродинамической схеме. Она оснащается Х-образным крылом и дестабилизатором с изменяющейся геометрией. Для увеличения живучести Х-59М скомпонована в отсеках. Органами управления служат аэродинамические рули.

Самые значительные изменения по сравнению с Х-59 коснулись фюзеляжа ракеты, где прежний РДТТ с боковыми соплами был заменен на ТРД РДК-300 в гондоле, вынесенной под фюзеляж. В центре фюзеляжа расположился объемный топливный бак – в отсеке с дренажной системой и заправочным отверстием для стандартного авиационного топлива.

Хвостовая часть оснащена прежним стартовым блоком РДТТ, который поддерживает задаваемый скоростной и высотный режим для пуска маршевого ТРД, когда ракета отделяется от установки. Когда производится выстрел, кок-обтекатель сбрасывается, он обеспечивает защиту входа в мотор от попадания мусора во время взлета летательного аппарата-носителя, в дальнейшем ракета летит только за счет ТРД.