Разведывательная система U-2

Высотная разведка восходит к американской гражданской войне, когда союзная и конфедеративная армии использовали воздушные шары для сбора информации о позициях войск противника. К началу мировых войн самолеты и камеры были достаточно продвинуты, чтобы играть ключевую роль в кампаниях бомбардировок. Напряженность с Советским Союзом, начавшаяся в первые дни холодной войны, заставила Соединенные Штаты проводить воздушные шпионские миссии мирного времени над Россией. Однако существующие самолеты оказались уязвимыми для советских зенитных ракет и радаров, поэтому военные лидеры начали планировать новую систему, основанную на передовых самолетах, способных летать на большой высоте. Так появилась разведывательная система U-2.

Уникальная концепция Джонсона

В 1953 году ВВС попросили несколько более мелких авиастроителей представить предложения для нового самолета. В следующем году «Lockheed Aircraft Corporation» представила дизайн, разработанный авиационным инженером Келли Джонсоном. С одним двигателем, планерными крыльями и нетрадиционным шасси, самолет будет достаточно легким, чтобы летать на чрезвычайно высоких скоростях и на высотах. Военно-воздушные силы отвергли уникальную концепцию Джонсона, но группа выдающихся ученых и поддержка президента Эйзенхауэра помогли ЦРУ заказать 20 шпионских самолетов, которые стали известны как U-2. Между тем, астроном и оптик Джеймс Бейкер разработал специальные широкоформатные камеры для нового самолета. «Shell» выпустила топливо, которое не испарялось на больших высотах, а специалисты разработали костюм с ограниченным давлением для пилотов разведывательной системы U-2, который предотвратил испарение их крови и снабжение достаточным количеством кислорода. Чтобы выдержать время длительных миссий, пилотам пришлось бы сжимать трубки мягких пищевых смесей через отверстия в лицевых масках костюмов. В начале программы U-2, по крайней мере, им также была предоставлена возможность перевозить таблетки цианида, в основном потому, что КГБ, по слухам, жестоко обращалось с захваченными агентами.

U-2 в холодной войне

Первые облеты советской территории произошли в июле 1956 года, возвращая фотографии ракетных установок и других ключевых объектов. Советы успешно обнаруживали полеты с помощью радара, но были бессильны их остановить. Эти вторжения в воздушное пространство еще больше ухудшили отношения с Соединенными Штатами. В течение следующих нескольких лет U-2 осуществляли шпионские миссии в Советский Союз и на Ближний Восток. 1 мая 1960 года программа испытала серьезную неудачу, когда советская ракета «земля-воздух» сбила U-2. Четыре дня спустя советский лидер Никита Хрущев объявил, что американский шпионский самолет был сбит. После того, как американские официальные лица заявили, что это был пассажирский самолет, Хрущев показал фотографию заключенного в тюрьму пилота вместе с доказательствами об обломках, которые показали, во что он был замешан.