Новые современные ракетные двигатели

Во время второй мировой войны начали появляться первые образцы эффективного нового ракетных орудий с двигателями на твердом топливе. Пожалуй, одним из самых ярких примеров стала легендарная «Катюша» с ракетами РС-132. Данная ракета по своей конструкции представляет собой цилиндр, наполненный нитроцеллюлозой с соплом. В качестве специальной нагрузки снаряд несет почти пять килограмм взрывчатого вещества, что по силе связки эквивалентно шести противотанковым гранатам. Общая масса взрывчатки составляла 42 килограмма, а снаряд доставлял ее на расстояние до восьми с половиной километров.

Технологии двигателей

Технологии и рецептуры, разработанные на тот момент, не давали возможности получить топливные шашки стабильных и больших размеров. Поэтому максимальная тяга, которую мог развить двигатель военных времен, исчислялась десятками или единицами килограммов. А практическое использование сводилось к неуправляемым малогабаритным ракетам для систем авиации и залпового огня. Для снарядов «Катюш» использовались шашки диаметров до 2 метров, которые сгорали всего за несколько секунд. Это был их предел. Для ракет большего размера и большей мощности требовались большие шашки, которые медленно горят и выдерживают долгое хранение без изменения главных свойств.

Прорыв в ракетостроении

Самым настоящим прорывом в советские годы стали новые ракетные двигатели для ФАУ-2, изобретенные немецкими специалистами. Инженеры использовали в качестве топлива спирт и кислород в жидком виде, как окислитель. Это дало им возможность построить небывало мощный на то время двигатель, способный развивать тягу до нескольких десятков тонн. И это стало большим скачком, позволившим конструкторам создать действительно крупные ракеты, достигающие большой скорости. Данная разработка стала началом эры освоения космоса.

Жидкостные реактивные моторы

Данные моторы на несколько десятков лет стали основой для всех новых ракет. Спирт, который поначалу применялся в качестве жидкого топлива, и кислород оказались не самыми эффективными продуктами. Поэтому их заменили смесью керосина с кислородом, которая до сих пор используется наряду с кислородно-водородными силовыми агрегатами.

Но в военной отрасли требовались совсем иные компоненты топлива. Ведь кислород в жидком виде имеет свойство очень скоро испаряться, следовательно, ракету нельзя было долго держать в заправленном виде. К тому же комплексы для старта получались слишком громоздкими, а процедуры, связанные с подготовкой ракеты к старту сложными и длительными. Поэтому были созданы новые двигатели, применяющие самовоспламеняющееся двухкомпонентное топливо, позволившее держать ракетное оружие в заправленном виде долгими годами.